Основным методом изучения сложных (комплексных) познавательных процессов на современном уровне является системный подход к явлениям окружающего мира. Не удивительно, что системный подход находит всё более широкое применение при исследованиях проблемы обеспечения БДД. На безопасность дорожного движения оказывает влияние большое количество факторов. Для удобства изучения все эти факторы условно делят на четыре взаимодействующих части: человек (Ч), автомобиль (А), дорога (Д), среда (С) и рассматривают как элементы единого комплекса ЧАДС (рис. 5.1). Комплекс ЧАДС представляет собой частный случай общей для современной науки системы: человек – машина – среда. Системный анализ (подход) явился наиболее приемлемой методической основой эффективного изучения комплекса ЧАДС.
Системный подход рассматривает анализ и синтез различных по своей природе и сложности объектов с единой системной точки зрения – подчинения целей и критериев оценки элементов (подсистем) общесистемным целям и критериям. Он позволяет изучать в едином комплексе всё многообразие взаимодействующих факторов, их особенности и взаимосвязи, даёт возможность устанавливать ограничения, налагаемые на функционирование системы, и определять пути управления системой для оптимизации целевой функции.
Комплексный (системный) подход к изучению БДД не исключает, а, напротив, предполагает детальное изучение и совершенствование каждого элемента в отдельности с учётом общей цели комплекса (системы). Нарушение функционирования системы может проявляться в снижении скорости и интенсивности движения вплоть до полного его прекращения и(или) возникновения ДТП.
Рис. 5.1 Схема обеспечения безопасности АТС в глобальной системе «ЧАДС»
Выделим два базовых (основных) методологических подхода к изучению проблем безопасности движения.
Первый подход, который следует назвать статическим, трактует проблему как отклонение от некоторого норматива (нормы, правила и т.п.), выходящее за рамки допустимых значений. Такой подход используется как основной в управлении и регулировании состояния разнообразных параметров и состояния технических, экономических и других систем. Отклонение от нормы создаёт проблемное состояние системы, после того как преодолены допустимые пределы отклонения от нормы, но регулирование с целью возвращения системы в нормальное состояние начинается сразу после фиксации (выявления) отклонения от нормы. Таким образом, система должна предпринять определённые управленческие (корректирующие) действия и затратить некоторое количество ресурсов (средств) для того, чтобы вернуться к норме. Это обстоятельство позволяет называть описанный подход статическим, таким образом, он используется для сохранения заранее установленного и принятого за норму состояния системы.
В практике организации безопасности движения статический метод применяется весьма широко. Именно на этом подходе строится закрепление всей нормативной базы системы безопасности. Однако логично поставить вопрос об изменении нормы (нормативного состояния систем безопасности движения). Одновременно целесообразно вернуться к тенденциям в обществе, которые заставляют менять норму. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо сформулировать второй методологический подход, который построен на другой трактовке понятия «проблема».
В подходе, который можно назвать «динамическим», проблема должна восприниматься как неудовлетворённая потребность. С развитием общества и национальной экономики проявляются устойчивые тенденции повышения жизненного уровня населения и, как следствие, усиление потребности безопасности жизнедеятельности. Последняя тенденция имеет непосредственное влияние на нормативную базу системы безопасности движения, так как потребности людей обезопасить свою жизнь выливаются в ужесточение требований к безопасности всех элементов системы ОБДД. Таким образом, возникает объективная необходимость корректировать нормативно-законодательную базу ОБДД; исследование динамики потребностей создаёт предпосылки для определения величины нового нормативного состояния системы ОБДД; необходимо создать организационные предпосылки перехода системы ОБДД от старой к новой нормативной базе.
Рекомендуем также:
Охрана труда при перегрузкеконтейнеров в оао “Таганрогскийморской торговый порт”
При проведении работ с контейнерами возникают опасные производственные факторы:
а) опасность падения человека с контейнера при ручной строповке (отстроповке);
б) опасность зажатия человека между висящим на крюке крана контейнером и стенкой;
в) опасность зажатия человека между контейнером и стен ...
Корректирование нормативов
Исходные нормативы установлены для:
первой группы условий эксплуатации;
пробега подвижного состава с начала эксплуатации равного 50-75% от пробега до капитального ремонта;
АТП, на которых проводится ТО и ТР 230-300 единиц подвижного состава.
В связи с этим исходные нормативы должны быть скорре ...
Расчет уровня механизации
У = Ум +Урм,(3.1)
Где: Ум – доля механизированного труда, в общем работ производственного участка;
Урм – доля ручного механизированного труда, в общем объеме работ
производственного участка.
Ум = ,(3.2)
Урм = ,(3.3)
Где: Рi – численность людей занятых соответственно механизированным, ручным ...