Предлагаемая концепция организации и управления в сфере обеспечения безопасности автотранспортных средств в эксплуатации базируется на системном принципе, который позволяет представить пути решения проблемы в её основных аспектах: теоретическом, методологическом и практическом, а также выделить и обосновать основные пути решения проблемы. Организацию и управление безопасностью автотранспортных средств рассмотрим как сложную, гетерогенную и открытую систему, которая должна обладать признаками целостности и полноты.
Особо следует остановиться на отличительной особенности системы организации и управления безопасностью автотранспортных средств – ином распределении свободы элементов в отношении иерархии системы и взаимосвязи субъект-объект управления. Если в обычной производственной системе, например, на автотранспортном предприятии, свобода элементов уменьшается с понижением уровня управления и водитель достаточно строго закреплён в своих действиях в существующей линейно-функциональной или иной организационно-управленческой структуре предприятия, то в рассматриваемой системе обеспечения безопасности автотранспортного средства водитель, хотя и находится на нижней ступени иерархии управления, обладает по отношению к ней значительно большей степенью свободы в сравнении с рядом высших и средних иерархических уровней системы и соответствующих элементов, которые призваны обеспечивать его безопасность (рис. 5.3).
В условиях специфического распределения свободы элементов системы управления безопасностью автотранспортных средств целесо образно применять на нижних уровнях управления преимущественно косвенные методы управления, разумно сочетая их с прямыми методами.
Рис. 5.3 Свобода элементов системы управления на разных иерархических уровнях:
А – традиционной системы управления предприятием;
Б – системы управления безопасностью автотранспортных средств
Системы управления безопасностью автотранспортных средств (СУБАТС) и безопасностью дорог являются частично совместными и взаимосвязанными, но иерархически независимыми. Такие взаимоотношения систем можно отразить с помощью метода простого категорического силлогизма, построив картину отношений трёх систем и категорий (рис. 5.4).
Такая особенность функционирования СУБАТС приводит к тому, что существенное влияние на безопасность АТС оказывает не только внешние факторы (среда), но и элементы других систем, например, пешеходы, которых необходимо учитывать, но которые остаются неуправляемыми для СУБАТС. Особое внимание необходимо уделить свободе выбора цели, т.к. эта оценка непосредственно используется для обоснования выбора методов управления.
Рис. 5.4 Фигура силлогизма взаимосвязи систем управления безопасностью дорожного движения, АТС и автодорог
Если n – число конкурирующих целей объекта, то для всех основных уровней управления (высших и средних) СУБАТС n=T, h=0, т.к. для них существует одна основная цель – безопасность АТС.
Для низших уровней автотранспортных предприятий, а также исполнителей в СУБАТС типа постовых сотрудников ГИББД существует не одна, а по крайней мере две цели. Например, для инспекторов ДПС (это «низший» исполнительский уровень СУБАТС) существуют две цели: безопасность АТС и личная выгода. Для водителя, который управляет автомобилем (это низший эксплуатационный уровень СУБАТС), таких целей минимум три: безопасность АТС; личная выгода; экономические цели предприятия, т.е. n=3, h=0,5 (рис. 5.5).
Рекомендуем также:
Разработка эксплуатационно-технических требований к системе
централизованного контроля подвижного состава
Аппаратура централизованного контроля подвижного состава строится на базе существующих систем обнаружения перегретых букс. Для осуществления комплексного контроля на перегоне помимо обнаружения перегретых букс необходимо контролировать ряд других параметров, таких как дефекты колес по кругу катани ...
Программное обеспечение комплекса
Автоматизированное рабочее место оператора линейного поста контроля (АРМ ЛПК) предназначено для функционирования в составе автоматизированной системы контроля подвижного состава АСК ПС.
Технические и программные средства АРМа ЛПК обеспечивают автоматический прием из системы передачи данных на баз ...
Чувствительность, точность и устойчивость гидроусилителей
Гидроусилители следящего типа должны воспроизводить с минимальной ошибкой перемещение выходного звена в соответствии с заданным перемещением входного.
Ошибка слежения определяется в первую очередь передаточным числом кинематической цепи обратной связи, равным для схемы, изображенной на рис. З.1, ...