Методы неразрушающего контроля позволяют оценивать внутреннее или внешнее состояние материалов, деталей или конструкций без их повреждения или нарушения режима работы. Неразрушающий контроль может включать как простой визуальный осмотр, так и сложный ультразвуковой анализ микроструктуры при окружающей температуре или при охлаждении материала. При выборе метода неразрушающего контроля для конкретного применения необходимо иметь представление о его технологии. Помимо изучения физических возможностей метода, важно также ознакомление с очертанием обследуемой детали, типом и предполагаемым местом разрыва или наличием дефекта. В большинстве случаев используются технические требования к методике проверки, в число которых входят:
· уровень аттестации оператора;
· разрешенные методы неразрушающего контроля;
· требования к установке и ее проверке;
· приемочные критерии;
· документация и формы отчетности;
· требования к чистоте исследуемой поверхности до и после проверки.
Большинство существующих технологий неразрушающего контроля можно разделить на семь методов: механический и оптический; проникающее излучение; электромагнитный и электронный; звуковой и ультразвуковой; химико-аналитический; анализ изображения сигнала; термический. В табл1 приведены основные технические средства, используемые в этих методах.
Для проверки рельсов в пути обычно применяют ультразвуковой метод. В нем используются импульсные эхо-сигналы и анализ изменений ультразвука. Эти технические средства доказали свою надежность. Однако все существующие методы неразрушающего контроля имеют свои ограничения по применению. На способность выявлять дефекты в рельсах с помощью ультразвуковых методов оказывают влияние:
· состояние поверхности рельса, характеризующееся наличием отслоений и выщербин металла, сетки поверхностных трещин, избыточной смазки, следов от шлифовальных кругов; геометрия головки рельса (изношенный профиль);
· форма дефекта и его ориентация;
· электрический или механический шум, проникающий в щуп;
· недостаточно плотный контакт щуп с поверхностью рельса.
Таблица 3
Эксплуатационные характеристики бесконтактных ультразвуковых щупов-преобразователей
Щуп преобразователя |
Эффективность передатчика |
Эффективность приемника |
Частота колебаний |
Удаленность |
Геометрия детали |
Скорость сканирования |
Расходимость оптического ■,'■■ пучка |
Воздушная среда |
Средняя, низкая для металлов |
Средняя |
20 кГц-5 МГц |
0,5- 12 см |
Следует учитывать многовариантность геометрических параметров деталей |
Средняя 40 см/с (2 м/с фиксированная) |
Малая (1-5 см) |
Водная струя |
Высокая |
Высокая |
0,5- 15 МГц |
1 -20 см |
Ограниченная по доступности и радиусу кривизны |
Тоже |
Малая (0,2 -1см) |
Лазер-оптический |
Низкая |
20 кГц - 20 М Гц |
1 -1000 см |
Весьма переменная |
Максимальная 200 см/с (20 м/с фиксированная) |
Незначительная (0,05 ~ 1 см) |
Рекомендуем также:
Определение продольных уклонов
Наибольший продольный уклон, преодолеваемый автомобилем, определяется из условия его движения на подъем на III передаче. При этом принимается допущение, что движение автомобиля происходит с равномерной (расчетной) скоростью. Наибольший продольный уклон при этих условиях:
, (3)
гдеДmax – динамиче ...
Железнодорожно-автомобильные перевозки и их эффективность
При прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях перевозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте, продолжается после передачи груза на автомобильный транспорт. К сожалению, этот вид прямых смешанных сообщений развит столь слабо, что данных об объеме перевозок в официальной ...
Оптические приборы
При осмотре с помощью оптических приборов происходит увеличение углового размера рассматриваемого объекта. Острота зрения увеличивается во столько раз, во сколько увеличивает оптический прибор. Это позволяет видеть мелкие объекты, которые нельзя обнаружить невооруженным глазом.
Необходимо помнить ...