В.А. Смирнов, заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта», кандидат технических наук В.Л. Лазарев, главный конструктор Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»
Н.Ю. Ильющенкова, начальник сектора неразрушающего контроля Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства ОАО «РЖД»
На предприятиях по ремонту подвижного состава железных дорог Германии и Франции применяются ультразвуковой, магнитопорошковый, вихретоковый, визуальный, капиллярный и рентгенографический методы неразрушающего контроля (НК). Основным объектом неразрушающего контроля подвижного состава являются колесные пары.
При поступлении колесных пар в ремонт на первой позиции технологического процесса на автоматизированной установке ультразвукового контроля с элекромагнитоакустическими преобразователями измеряются остаточные механические напряжения в колесах (для подвижного состава с колодочными тормозами). Забракованные колесные пары направляются на термообработку. В дробеструйной установке стальной дробью (диаметром около 1 мм) очищаются диски колес, а также зоны контакта ультразвукового преобразователя с поверхностью оси. Далее при помощи оптической или лазерной автоматизированной измерительной установки выполняются контроль геометрических параметров и обточка колесных пар. Установки измеряют диаметры и профили колес по кругу катания, расстояние между внутренними гранями, ширину обода, длину и диаметр шеек. Колесная пара подъемным устройством устанавливается на стенд и приводится во вращение фрикционным роликом. На оптической установке профили обоих колес видны на экране на фоне шаблона стандартного профиля. Лазерная установка обеспечивает автоматический контроль с электронной паспортизацией данных колесных пар колеи 1435мм диаметром от 630 до 1005мм массой до 2 т. Время проверки колесной пары - порядка 5 мин.
Неразрушающий контроль цельнокатаных колесных пар при ремонте осуществляется с использованием автоматизированной установки AURA (Фраунгофе-ровский институт НК, Германия), оснащенной манипуляторами со сканирующими устройствами для ультразвукового и вихретокового контроля и многоканальной системой сбора и обработки данных.
Контроль поверхности катания на наличие термических трещин (образуются при торможении колодочными тормозами) осуществляется с использованием вихре-токовых преобразователей. Для обеспечения высокой помехозащищенности блоки электроники ультразвукового модуля обработки данных помещены в непосредственной близости от датчиков на манипуляторе сканирующего устройства. В современных модификациях используются многоэлементные преобразователи с фазированными решетками, что позволяет сократить количество датчиков. Перемещение сканирующих устройств, подача контактирующей жидкости (вода) и контрольные операции осуществляются автоматически. Время проверки колесной пары -А—7 мин.
В зависимости от модификации установки контроль осей и колес выполняется раздельно или на одной позиции. Контроль оси производится в зонах наиболее вероятного образования трещин (шейка оси, подступичная часть, места посадки тормозных дисков) с помощью многоэлементных ультразвуковых преобразователей, устанавливаемых на цилиндрические поверхности оси. Преобразователь состоит из 64 чувствительных элементов, каждый из которых имеет определенный угол ввода ультразвука. Время проверки оси — 4—5 мин. В более поздних модификациях установки применяют ультразвуковые преобразователи с фазированными решетками (4 группы преобразователей), позволяющие существенно расширить диаграмму направленности (угол ввода луча может изменяться от 28 до 72°).
Использование установки позволяет выполнить весь спектр контрольных операций в автоматическом режиме с электронной паспортизацией данных. Окончательное решение о годности колесной пары принимает оператор.
Магнитопорошковый контроль дисков цельнокатаных колес подвижного состава проводят вручную с применением люминесцентных магнитных индикаторов. Намагничивание колеса производится по секторам соленоидом переменного тока (способом приложенного поля). Размагничивание колеса при этом не требуется. Качество магнитного индикатора (магнитной суспензии) проверяется на стандартном образце — диск со шлифовочными трещинами. Достаточность освещения ультрафиолетового облучателя проверяется с помощью люксметра. Для лучшей выявляемости дефектов в ультрафиолетовом освещении рабочее место затемнено.
Технология неразрушающего контроля деталей буксового узла ограничена визуальным осмотром роликов, сепараторов и колец без разборки подшипников (подшипники на железных дорогах Германии и Франции не ремонтируют) . Следует отметить повышенное внимание к качеству очистки подшипников, корпусов букс и других деталей буксового узла перед проведением контроля.
Для проведения контроля колесных пар в процессе эксплуатации в смотровых канавах (на эстакадах) пунктов технического обслуживания высокоскоростных поездов ICE используются установки UFPE. Установки осуществляют ультразвуковой контроль дисков колесных пар методом V-образного прозвучивания, для чего используются 4 группы преобразователей с фазированными решетками, работающими на частоте 2 МГц (в первых модификациях установок использовались 17 и 12 измерительных головок для тяговых и ходовых колесных пар соответственно). В качестве контактной жидкости используется вода.
Рекомендуем также:
Технология работы проектируемой промежуточной
станции
На промежуточных станциях кроме технических операций выполняются грузовые и пассажирские. Для выполнения указанных операций промежуточные станцию необходимо оснастить соответствующими техническими устройствами и средствами: путевым развитием, погрузочно-выгрузочными устройствами, зданиями, устройс ...
Ограждение места производства основных работ в окно
Места путевых работ с нарушением целостности или устойчивости пути или сооружений, а также препятствия на пути или около него в пределах габарита приближения строения следует ограждать путевыми сигналами.
Требованиями инструкции (5) запрещено приступать к работам до ограждения сигналами мест прои ...
Скрепер самоходный
ТО-1
ТО-2
Т
СО
К
ТО-1
ТО-2
Т
СО
К
100
500
1000
2
6000
8
36
420
10
1300
Нпл=2024
ЗМР=41%
Расчет трудоемкости:
технический обслуживание дорожный машина
6.Скрепер самоходный
ТО-1
ТО-2
Т
СО
К
ТО-1
ТО-2
...