Проектирование топливозаправщика АТЗ-6-4320

Статьи » Проектирование топливозаправщика АТЗ-6-4320

Аэродромный топливозаправщик АТЗ - 6-4320 разработан и производится Челябинским заводом ОАО «Строммашина» для военно-воздушных сил. Эта модель автоцистерны предназначена для заправки летательных аппаратов топливом ТС-1, РТ, Т-8В с противокристаллизационными присадками и несколько отличается и по внешнему виду и по «начинке» от топливных цистерн на автомобильных шасси, перевозящих жидкое топливо по дорогам страны. В настоящее время уже более сотни новых аэродромных автотопливозаправщиков несут службу на аэродромах Военно-воздушных сил Министерства Обороны России.

До начала 1990-х годов, то есть до развала Советского Союза, для заправки армейских летательных аппаратов применялись следующие автотопливозаправщики: АТЗ-8,5-5337, АТЗ-6,5-5337, ТЗА-7,5-500А, ТЗА- 7,5-5334 на автомобильных шасси Минского автозавода. На КрАЗовских шасси были разработаны и приняты на вооружение AT3-9,3-260M и ТЗА-8- 255Б. Но гибель нашей страны привела к тому, что производство шасси для всех этих топливозаправщиков оказалось за рубежом. А так как наши военные не согласны крепить обороноспособность страны «чужими» руками, то пришлось им искать разработчика и производителя необходимой техники в России. Таким заводом оказалось акционерное общество «Завод «Стромма-шипа» из Челябинска. Это предприятие мы уже упоминали в статье об универсальных моторных подогревателях. Чтобы попять, почему выбор пал именно на «Строммашину», обратимся к истории этого завода.

Название завода отражает профиль выпускавшейся ранее продукции строительные машины и механизмы дляжелезобетонных заводов и крупнопанельного домостроения. А образовано производство было, как и многие другие предприятия Урало-Сибирской зоны, в грозные военные годы — в ноябре 1942 года — на базе эвакуированного из Ленинграда предприятия «Нефтеприбор». В годы Великой Отечественной Войны «Завод №8» (так он назывался до 1948 года) занимался изготовлением авиабомб ФАБ-50 и переоборудованием бензиновых автомобильных двигателей в газогенераторн ые.

К концу войны было освоено производство вибростанков для производства шлакоблоков, что и положило начало выпуску строительных машин и механизмов. В 1950-60-с годы завод претерпел крупную реконструкцию, в строй были введены новые цеха и корпуса. С развитием завода на нем стали размещать военные заказы. В 1960 году начато производства автопоезда АМ-66 для укладки аэродромных бетонных плит. В 1961 году освоено производство транспортных прицепных тележек для перевозки ракет, изготавливались комплексы СМ-1520, СМ-1525, СМ-1530, СМ-1535, ЭТН для ремонта ракетной техники. В 1966 по заказу Министерства Обороны завод приступил к производству автотопливозаправочной техники.

Первым изделием стал ТЗ-5 на шасси УРАЛ-375, потом был освоен автотопливозаправщик ТЗА-8-255Б на КрАЗ- 255Б, позже его сменил более современный AT3-9.3-260M.

С началом «перестройки» завод стал активно искать новые заказы и осваивать технику для народного хозяйства. Программу пополнила гамма другой топливозаправочной техники на шасси УРАЛ, МАЗ, КамАЗ. Так что к разработке нового авиационного автотопливозаправщика «Строммашина» приступил, имея уже почти 30-летний опыт работы в этом направлении.

Несколько слов об автомобильной базе, примененной для AT3-10-4320. К 1994 году на Уральском автозаводе было разработано автомобильное длиннобазное шасси УРАЛ-4320-30 грузоподъемностью около 12000 кг. Новое шасси было разработано, в первую очередь, для «пересадки» многочисленного специального оборудования, ранее устанавливаемого на шасси КрАЗ, и если до этого автомобили УРАЛ и изделия на его базе имели полную массу около 15000-17000 кг, то теперь уральцы вошли в класс около 21000 кг.

Технические специалисты ОАО «Строммашина» достаточно тесно работали с конструкторами Уральского автозавода, одними из первых они и узнали о новинке из Миасса, позволяющей их продукции резко увеличить объем перевозимого топлива, поднять производительность работ. Поэтому одно из уральских длиннобразных шасси первых опытно-промышленных партий 1994 года пошло под монтаж опытного образца AT3-6-4320.

А проработка технического задания на топливозаправщик для нужд авиации Министерства Обороны была начата еще раньше, и в итоге оно было утверждено Центральным управлением ракетных топлив и горючего в июне 1993 года. Опытный образец АТЗ-6-4320 для испытаний по линии Министерства Обороны был изготовлен в сентябре 1994 года. С 15 сентября 1994 года по 14 октября 1994 года на базе АО «Завод Строммашина» были проведены предварительные испытания этого опытного образца. Положительные результаты испытаний позволили выйти на государственные испытания.

Госиспытания проводились на военных аэродромах в период с 27 октября 1994 года по 15 марта 1995 года. В период испытаний наработка специального оборудования составила 200 часов, с суммарным объемом совершенного пробега 5000 километров. В заключении к акту государственных испытаний было сказано: «Автотопливозаправщик АТЗ- 6-4320 по техническим и эксплуатационным характеристикам требованиям тактико-технического задания... в основном соответствует..., но своим техническим и эксплуатационным характеристикам (подаче раздаточной системы, вместимости цистерны, климатическим условиям эксплуатации) превосходит АТЗ-6,5-5337 и AT3-9,3-260M, и может быть рекомендован для принятия на снабжение ВВС и постановки на серийное производство».

В процессе испытаний проводилось определение и оценка технических и эксплуатационных характеристик, надежности, безотказности эксплуатации, эксплуатационной технологичности, эргономики управления системами заправщика. Испытаниями подтверждена возможность закрытой (под давлением)

Автотопливозаправщики на аэродроме в Дурасно (Уругвай). Эти машины из состава Вооруженных сил Уругвая (Южн. Америка) в окраске ООН принимают участие в миротворческих операциях.

Топливозаправщик обеспечивал заправку топливом летательных аппаратов из стороннего резервуара, которым может быть прицеп-цистерна. Проверена работоспособность систем перемешивания топлива в цистерне, перекачивания топлива из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну и фильтр тонкой очистки. Замерами проверена величина подачи раздаточной системы через рукав с раздаточным пистолетом РГ1-40Г, которая составила более 500 литров в минуту, а с наконечником для закрытой заправки 2561А-5 — более 1000 литров в минуту. Климатические испытания подтвердили способность работы специального оборудования АТЗ-6-4320 в условиях умеренного климата при температурах окружающего воздуха от минус 45° до плюс 40°. Максимальная скорость груженого автотопливозапрвщика составила 75 км/ч, время развертывания из походного положения в рабочее не превысило трех минут.

В части специальных свойств государственные испытания включали стандартные для наземной войсковой транспортной техники виды испытаний: проверку живучести и стойкости при воздействии на заправщик ударной волны, светового излучения, воздействия отравляющих веществ, возможность обработки поверхности после воздействия этих отравляющих веществ и т.д. При проверке возможности работы с прицепом-цистерной использовался прицеп ПЦ-6,7-8925.

Учитывая массовое наличие в войсках в настоящее время топливозаправщиков AT3-9,3-260M, при разработке нового аэродромного топливозаправщика челябинским машиностроителям была поставлена задача добиться максимальной унификации но узлам и агрегатам этих двух цистерн, что и было успешно выполнено. Их родственные черты видны невооруженным глазом в узлах цистерны, гидрооборудования и систем управления.

Конечно, при испытаниях были отмечены некоторые недостатки, но они не имели существенного значения, были устранимы и не повлияли на принятие решения о принятии заправщика на вооружение. Одним из основных недостатков АТЗ-6-4320 стало отсутствие его базового шасси в «Типаже унифицированных автомобильных шасси для Вооруженных Сил России», разрабатываемом Главным автобронетанковым управлением МО РФ. Уральский автозавод на тот период еще не закончил проведение приемочных испытаний шасси УРАЛ- 4320-30 и не провел всех процедур для включения его в типаж. Но позже и это препятствие было устранено, причем удачные испытания AT3-10-4320 сыграли в этом свою положительную роль. [1]

Рекомендуем также:

Конструирование ведущего вала
Выполним вал вместе с зубчатым колесом. Определяем диаметр хвостовика вала из условий кручения: rfM >(5,6 + 5,8)^; (4.1) dhx = 5,6 ■ ^/233.82 = 34.5 [лш]. Примемdhl = 35 [лш]. Далее назначаем диаметр под уплотнение: ^,=4,+(2 + 5); (4.2) dy] =35 + 3 = 38[лш]. По данным таблицы П.41 ...

Оперативное руководство перевозками
Оперативное планирование перевозок между перевозчиком и клиентом заключается долгосрочный договор на перевозку щебня, данный договор является основанием для выполнения перевозок по заранее определенным маршрутам с учетом требований заказчика. Клиент ежедневно подает заявки по телефону или факсу с ...

Приведение масс частей КШМ
Масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято ) Масса шатуна (для стального кованного шатуна принято ) Масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для литого чугунного вала принято ). Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца: М ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru