Услуги по перевозке пассажиров следует рассматривать как услуги городского (коммунального, муниципального) хозяйства (ЖКХ) и в контексте общих проблем ЖКХ. В настоящее время проблемы общественного пассажирского транспорта, которые возникают и постепенно находят своё решение, по своей сути являются прообразом тех будущих проблем, которые в ближайшее время проявятся в отношении других видов деятельности, в том числе в ЖКХ, на всех уровнях управления (макро-, мезо- и микро-) и будут инициированы последним этапом приватизации предприятий государственного сектора народного хозяйства. А.С. Новосёлов относит услуги пассажирского транспорта к группе социально-бытовых услуг. Поэтому поиск обобщений при решении проблем общественного транспорта, с одной стороны, важен для развития всего комплекса муниципального хозяйства, а с другой – следует соизмерять с анализом причин проблем ЖКХ и найденными в этой сфере решениями.
На основе анализа материалов, представленных в п. 1.1–1.3, можно выделить ряд проблем, которые остаются нерешёнными или могут найти своё более эффективное решение на базе современного развития теории и методов управления и регулирования общественного пассажирского транспорта.
Проблема гласности целей и содержания экономической политики, прозрачности методов и механизма регулирования остаётся решённой отчасти (см. п. 1.2). В этом плане необходимо не только корректировать механизмы и процедуры регулирования, но и привить культуру гласности.
Проблема методического обеспечения экономической политики регулирования общественного пассажирского транспорта также рассмотрена в п. 1.2. Она может быть решена путём создания модели формирования и реализации экономической политики регулирования общественного пассажирского транспорта, а также разработки новых методов, процедур и механизмов экономической политики регулирования общественного пассажирского транспорта. Решение этих задач отражено в п. 2.1 и 2.2.
Центральным звеном и проблемой формирования и реализации экономической политики по отношению к общественному пассажирскому транспорту является ценовая (тарифная) политика, поэтому её анализу и совершенствованию в данной работе отводится важное место.
Одной из региональных проблем является наличие среди потребителей продукции, работ и услуг значительного количества льготных категорий потребителей (граждан), определённых федеральным законодательством, наличие социальных маршрутов и отсутствие надлежащего возмещения из бюджетов соответствующих уровней хозяйствующим субъектам выпадающих доходов. Особенно остро эта проблема затрагивает такие жизнеобеспечивающие отрасли, как транспорт, связь, энергетика, газоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, и негативно отражается как на результатах финансово-хозяйственной деятельности, так и создаёт ситуацию, когда предприятия естественных монополий попадают в своего рода «ножницы». С одной стороны, для компенсации убытков необходимо повысить доходную часть, то есть утвердить более высокие тарифы путём завышения плановой себестоимости услуг, а с другой – при недостаточном финансировании и неплатежах потребителей создаётся дефицит оборотных средств, который не позволяет осуществлять ряд необходимых мероприятий для ведения нормального производственного технологического процесса на предприятии.
В целом по стране большая часть функций по жизнеобеспечению переносится на низовые территориальные уровни управления, где на практике в непосредственной близости к потребителю реализуются социальные программы. Процессы проходят в сложной правовой среде. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, включающая в себя проблемы собственности на жильё, оплату коммунальных услуг, системы социальных гарантий обеспечивает экономические и организационно-правовые условия.
В сложившейся новой ситуации на первый план выдвигается задача эффективного управления комплексом городского хозяйства, который по своей сути является затратным, затраты на который реализуются в основном через территориальные структуры.
Например, в жилищно-коммунальном комплексе, в одном из наиболее значимых элементов городского хозяйства, осуществляются радикальные преобразования по всем направлениям, включая систему управления и регулирования. За последние годы достигнуты определённые результаты по реализации программ экономических реформ. Но наряду с достижением определённых позитивных результатов появился ряд нерешённых проблем, препятствующих дальнейшему продвижению к рынку и повышению уровня жизни населения городов. К ним относится высокий уровень монополизации, преобладание отраслевого подхода в решении проблем территориального управления, отсутствие единой тарифной политики. В области общественного пассажирского транспорта намного слабее идут преобразования, в том числе в вопросах управления и регулирования.
Именно этими причинами вызвана необходимость исследования проблем государственной, региональной и муниципальной политики ценообразования услуг в системе регулирования рыночной экономики и именно решению этих задач могут способствовать предлагаемые в п. 2.1 и 2.2 решения.
Рекомендуем также:
Выбор метода ремонта вагонов
в депо
Степень и интенсивность износа в процессе эксплуатации оборудования подвижного состава зависит в основном от качества технического обслуживания и ремонта, режимов работы, качества деталей и материалов.
Согласно положению о планово-предупредительном ремонте для восстановления работоспособности обо ...
Винтовая характеристика
Главные судовые двигатели обычно нагружаются гребным винтом. Поэтому для любого режима плавания мощность, развиваемая двигателем будет определяться мощностью, потребляемой гребным винтом.
Винтовой характеристикой называется зависимости параметров работы двигателя нагружаемого гребным винтом от ча ...
Мероприятияпо обеспечению
безопасности движения поездов по отделению дороги
Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается строгим соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению, сигнализации и связи. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей личную ответственность за безопасность движения. О ...