Социальные факторы совершенствования экономической политики регулирования и управления общественным пассажирским транспортом

Статьи » Механизмы государственного регулирования общественного транспорта » Социальные факторы совершенствования экономической политики регулирования и управления общественным пассажирским транспортом

Страница 3

Следовательно, формирование и реализация экономической политики – это совокупность сложных, многообразных по своей природе (гетерогенных), непрерывных или циклических процессов. Эта совокупность должна опираться на действенные модели, методы, процедуры и механизмы, каждый или каждая из которых выполняет собственную роль в общем гармонизированном процессе.

Социальная ориентация такой политики должна быть общепризнана по ряду причин, а в экономическом аспекте она должна обеспечивать воспроизводство этого вида услуг.

Демократическая и социально ориентированная власть должна ставить своей целью повышение качества жизни населения. В этом плане общественный пассажирский транспорт необходим широким слоям населения, включая те, которые не могут в полной мере нести затраты по оплате транспортных услуг и в соответствии с законодательными актами различного уровня имеют право на льготный проезд. Следовательно, государственное регулирование общественного пассажирского транспорта – необходимый элемент социальных услуг, предоставляемых государством населению. На качество жизни населения общественный транспорт оказывает непосредственное влияние и можно выделить ряд показателей, которые следует учитывать при оценке социально-экономической эффективности разрабатываемой экономической политики: удобство маршрутов; стоимость проезда; соблюдение графиков и интервалов движения; безопасность пассажиров; возможность пользования льготами, предоставленными государственной властью.

При решении задач данной работы эти показатели не только учитывались (использовались в комплексной оценке эффективности экономической политики), но и использовались при разработке механизмов и процедур разработки политики, давали конкретные результаты. Например, в г. Шахты (как и во многих городах России) к перевозкам пассажиров допускаются предприятия и частные владельцы транспортных средств, прошедших конкурсный отбор. В сентябре 2003 г. такой конкурс был проведён для владельцев маршрутных такси для предоставления права работы на новых маршрутах. При этом администрация заранее исследовала маршруты, а также многочисленные пожелания жителей города. Было решено с 1.10.2003 г. изменить ряд маршрутов, заменив короткие маршруты № 4, 5, 6, 7 и 11/5 на более длинные новые маршруты № 51, 53, 56, 57 и 74, а также ввести маршрут № 68 и допускать к участию в конкурсе микроавтобусы с годом выпуска не ранее 2000 г. Данная реорганизация социальных маршрутов была проведена в основном для удобства пассажиров, повышения качества услуг. Но при этом не был учтён финансово-экономический аспект: не имея под собой экономической основы, такая реорганизация может привести к увеличению убытков предприятия или перераспределения выпадающих доходов на пассажиров. В то же время принятие решения об изменении маршрутной сети с учётом экономической обоснованности стоимости услуг и тарифов даст возможность минимизировать (исключить) убытки на социальных маршрутах, что в свою очередь стабилизирует финансовое положение предприятий, создаст условия для предоставления более качественных услуг, например, соблюдение графиков движения транспортных средств, снизит социальное напряжение во взаимоотношениях поставщиков услуг и пассажиров.

Регулирование маршрутов движения городского транспорта необходимо для того, чтобы из этой сферы услуг не «выпадали» отдалённые и малонаселённые пункты маршрутов, обслуживать которые с чисто коммерческих позиций перевозчиков не выгодно. В этой связи реализуется принцип обеспечения примерно равного уровня качества жизни для жителей в разных частях муниципального образования (именно для этого пересмотрены маршруты, о которых написано выше). Следовательно, регулирование маршрутами не отвергает идею их оптимизации, но предполагает использование совокупности социально-экономических (и в большей степени социальных) ограничений.

В то же время было принято решение о выделении в маршрутных микроавтобусах по 2 льготных места. Пассажиры-льготники имеют преимущественное право на такие места. Но если решение по снижению убыточности социальных маршрутов дало положительный результат, то решение о выделении в маршрутных такси мест для льготных категорий пассажиров без компенсации выпадающих доходов из бюджета, напротив, усугубляет как финансовое состояние предприятий, так и снижение качества услуг, соответсвенно, рост социальной напряжённости, порождает конфликты между потребителем и поставщиком услуг.

Большое число льготников – это пенсионеры и инвалиды, для которых проезд в общественном транспорте жизненно необходим по состоянию здоровья. Часто такие пассажиры используют транспорт, чтобы проехать 1-2 остановки именно потому, что их состояние здоровья не позволяет обходиться без транспорта. Предложения Правительства Российской Федерации по замене льгот адресными денежными выплатами (см. п. 1.1, п. 1.2) в сложившейся экономической ситуации решит множество проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом
Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом обусловлено необходимостью повышения эффективности управления общественного транспорта и мониторинга его функционирования. Основными задачами данной системы являются: - осуществление мониторинга функционирования общ ...

Правовое регулирование деятельности транспортно-экспедиторских компаний в России
Международно-правовая регламентация договора транспортной экспедиции пока не создана. Международное частное право не содержит соглашений и конвенций, определяющих основные условия экспедиционного договора. Отдельные попытки унификации условий экспедиционной деятельности предпринимаются со стороны ...

Характеристика технической оснащенности дистанции
Данная дистанция сигнализации, централизации и блокировки имеет 4 крупных станции А, Б, В, Г и 3 путевых участка А-Б, Б-В, Б-Г. Протяженность участка А-Б составляет 100 км. На нем имеется 5 промежуточных станций, на каждой из которых находится 20 стрелок и 16 светофоров. Участок А-Б оборудован дв ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru