Система общественного транспорта на макро- и мезоуровнях может быть подвергнута дальнейшему совершенствованию, позволяющему повысить эффективность управления и регулирования. В этой связи целесообразно ещё раз проанализировать сферы, средства и цели регулирования, показав, что и как должно быть изменено и дополнено.
Наиболее полно существующая система регулирования общественного транспорта представлена А.В. Шабановым, работы которого посвящены методологическим основам и модели формирования и управления региональных логистических систем общественного транспорта [103–105]. Дополнительные подсистемы и сферы регулирования представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Подсистемы государственного регулирования системы общественного пассажирского транспорта
Подсистемы (сферы регулирования) |
Средства регулирования |
Цели регулирования |
1 |
2 |
3 |
Нормативно-правовая |
Законы, постановления, указы, правила, инструкции, нормы и нормативы и т.п. |
Организация рынка пассажирских услуг. Стандарты технического и экономического состояния общественного транспорта. Стандарты экологического состояния общественного транспорта |
Налоговая |
Общие налоги и платежи. Дополнительные налоги. Налоговые льготы |
Аккумулирование средств для развития общественного транспорта. Сдерживание роста цен на отдельные виды транспортных услуг. Сдерживание роста предложения пассажирских услуг отдельными видами транспорта |
Лицензионная |
Контроль Выдача лицензий |
Организация рынка пассажирских услуг. Обеспечение соблюдения требований законодательства и соответствия установленным стандартам |
Финансовая |
Дотации Инвестиции |
Поддержка социально значимых видов пассажирских перевозок. Развитие инфраструктуры общественного транспорта |
Тарифные |
Обоснование тарифов. Утверждение тарифов. Контроль за правильностью применения тарифов |
Формирование эффективной тарифной системы. Расчёт обоснованности дотаций. Определение величины дотаций. Обеспечение социально приемлемого уровня тарифов на пассажирские перевозки |
Дополнена автором на основании работ В.В. Зырянова и А.В. Шабанова | ||
Логистическая |
Регламентация маршрутов, типов транспортных средств, режимов движения транспорта |
Достижение-рациональной организации транспортных потоков.Экономическая оптимизация пассажирских перевозок |
Дополнена автором (см. п. 2.2) | ||
Методическая |
Руководящие методические материалы (методика, положение, порядок расчёта) |
Обеспечение методически грамотного проведения экономических, организационных и технико-технологических расчётов и обоснований. Методическое обеспечение достоверности данных, используемых в регулировании и управлении общественным транспортом |
Общеэкономическая |
Принятые экономической политикой государства и одобренные обществом общеэкономические принципы и закреплённые законодательно методы управ-ления экономическими системами, в том числе системой общественного транспорта |
Организация рыночного и общественного секторов экономики в отношении системы общественного пассажирского транспорта. Определение соотношения между рыночным и общественным секторами при формировании госзаказа |
Антимонопольная |
Нормы антимонопольного законодательства. Правовые нормы защиты прав потребителей услуг пассажирского транспорта |
Ограничение рыночной силы, используемой перевозчиками с целью получения монопольных преимуществ и прибыли или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, или намеренного снижения качества услуг |
Общественно-целевая |
Принятые государством и одобренные обществом цели социально-экономической политики, нормы качества жизни и развития общества и качества регулирования системой общественного пассажирск транспортом |
Контроль экономической политики и эффективности функционирования системы общественного пассажирского транспорта. Контроль качества управления общественным транспортом |
PR |
Правила и нормы связи государственной власти с общественностью |
Информирование общества об экономической политике в сфере общественного пассажирского транспорта и результатах её реализации. Создание в обществе положительного имиджа власти |
Инфраструктурная |
Создание условий для развития инфраструктуры общественного транспорта на основе рыночных отношений. Государственные инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта |
Создание благоприятных условий для функционирования и развития общественного транспорта |
Информационная |
Создание и развитие информационных методов и механизмов, в том числе мониторинга общих и льготных перевозок и их государственного финансового обеспечения, тарифного регулирования, проверки исходной информации, используемой для расчёта тарифов и коррекции политики в процессе её реализации. Рациональное применение технических средств и современных информационных технологий |
Создание условий для нормального функционирования и развития общественного пассажирского транспорта. Информационное обеспечение управления общественным пассажирским транспортом |
Технико-технологическая |
Нормы и правила технического состояния и технологически грамотной эксплуатации, контроля и замены транспорта. Современные транспортные средства и инфраструктура. Современные технологии на транспорте |
Создание условий для нормального функционирования и развития общественного пассажирского транспорта |
Безопасности |
Нормы и правила безопасной эксплуатации транспорта. Механизмы взаимодействия с ГАИ. Нормы и правила подготовки и контроля квалификации и состояния здоровья водителей и их допуска на маршруты. Методы и механизмы контроля качества подготовки водителей.Структуры медицинского контроля на транспорте. Экологические нормы, нормативы и правила эксплуатации транспорта. Структурные подразделения государственного (муниципального) контроля выполнения экологических норм, нормативов и правил на транспорте |
Обеспечение безопасности перевозок на общественном пассажирском транспорте. Обеспечение экологической безопасности перевозок на общественном пассажирском транспорте |
Рекомендуем также:
Планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта автомобиля и ее
достоинства
Для подвижного состава принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонт агрегатным методом.
Ремонтные работы выполняются как по потребности, обусловленной отказом или неисправностью, так и по плану через определенный пробег или время работы подвижного состава (предупре ...
Предложения по совершенствованию транспортного процесса
В результате анализа работы подвижного состава на перевозках щебня были выявлены следующие недостатки:
1) низкий коэффициент статического использования грузоподъемности подвижного состава
2) время нахождения подвижного состава в наряде низкое
3)низкая грузоподъёмность подвижного состава
Для ус ...
Расчет численности
производственных рабочих
Различают технологически необходимое (явочное) РТ и штатное (списочное) РШ число рабочих. Для их определения воспользуемся формулами:
(2.45)
где ТГi – годовой объем работ данного вида, чел.-×ч;
ФШ, ФЯ – годовые фонды времени штатного и явочного рабочего,ч.
В соответствии с рекомендация ...