Поскольку управление общественным пассажирским транспортом имеет существенную специфику, которая, прежде всего, связана с одновременным «обслуживанием» двух секторов экономики (рыночного и общественного), то возникает необходимость разработать методический подход к оценке эффективности экономической политики управления общественным пассажирским транспортом. Такой подход, с одной стороны, должен позволить разработать методику определения эффективности предлагаемых методов, процедур и механизмов формирования экономической политики и управления общественным пассажирским транспортом, а с другой – предоставить дополнительные возможности для анализа результатов их практического применения в управлении экономическими системами на уровне федерации, регионов и муниципалитетов.
Существует опыт создания систем оценки качества государственного регулирования управления в разных сферах деятельности и на разных уровнях исполнительной власти, в том числе в Ростовской области и г. Шахты. Поэтому разрабатываемая система оценок должна не только опираться на опыт разработки и использования систем оценки качества государственного регулирования управления, но и быть совместимой с ними.
Столкновение интересов общественного и рыночного секторов требует создания такого подхода, который позволял бы рассчитывать некоторую обобщённую оценку эффективности экономической политики, и соответствующего комплекса методов, процедур и механизмов для комплексной социально-экономической оценки, в которой находили бы свое отражение социальные и экономические показатели работы общественного пассажирского транспорта, а также использования полученных таким образом комплексного и частных критериев для эффективного регулирования системы общественного пассажирского транспорта. При разработке методического подхода и комплексной оценки целесообразно использовать системный подход и начать с формулирования системы целей. Как описано в главе 1, система целей общественного пассажирского транспорта российской властью в явном виде не сформулирована. В зарубежных публикациях [11, 43] выделяется основная цель – общественная польза. В работе рассматривается общественный пассажирский транспорт как одно из средств повышения качества жизни населения, т.к. ещё Аристотель утверждал, что: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни» [10].
В публикации [34] в качестве основной системной цели используется «мобильность населения». Такая цель оправдана, если речь идёт об оптимизации дорожно-транспортной сети методами логистики, но в качестве комплексной социально-экономической оценки эффективности общественного пассажирского транспорта она недостаточна, хотя должна использоваться как одна из составляющих комплекса оценок.
Обосновывая основную цель, следует прибегнуть к следующим аргументам:
услуги общественного пассажирского транспорта являются частью системы услуг, которая обеспечивает качество жизни населения. В социальном государстве определённый уровень качества жизни должен быть доступен основной, большей части населения. Поэтому мобильность важна, но является целью второго уровня и должна уточняться как мобильность основных групп населения;
общественный пассажирский транспорт имеет две составляющие – общественную и рыночную. При этом общественная составляющая поддерживается за счёт налогов от рыночного сектора экономики и должна существовать в достаточно большом объёме. Например, для г. Шахты госзаказ общественного пассажирского транспорта свыше 50 % оплачивается за счёт госбюджета, а не пассажиров, в виде льгот на адресную денежную компенсацию;
теория качества жизни может использоваться для создания количественных и качественных показателей и целевых критериев, характеризующих степень приближения к основной цели – общественной пользе;
развитие критериев и показателей качества жизни может быть выполнено применительно к общественному пассажирскому транспорту на основе теории потребностей;
поскольку общественный пассажирский транспорт одновременно относится к общественному и рыночному секторам экономики, то система оценочных показателей, целевых критериев, факторов, инструментов и механизмов регулирования должна иметь общественную (социально-экономическую) и рыночную составляющие, соотнесённые как с отдельными подсистемами и элементами, так и всей системой общественного пассажирского транспорта;
известны показатели, критерии, факторы, инструменты и механизмы, которые могут войти в систему оценки регулирования деятельности общественного пассажирского транспорта, но, во-первых, для каждого из них необходимо чётко определить место и функции в упомянутой системе, а во-вторых – их следует дополнить новыми, чтобы преодолеть неполноту существующей системы оценок.
Основную идею теории качества жизни можно свести к созданию условий, при которых человек может прожить как можно дольше и иметь как можно более высокий уровень удовлетворения своих потребностей. При оценке результатов анализируется средний уровень измеряемых показателей. В этой связи следует отметить, что услуги общественного пассажирского транспорта должны быть доступны подавляющей части населения, а сам общественный транспорт должен обеспечивать нормативные уровни мобильности, экономической эффективности, комфорта, экологичности и безопасности поездки.
Рекомендуем также:
Организация основных работ по капитальному ремонту пути во
время окна при ремонте пути на щебне
Капитальный ремонт пути назначается на главных путях, где необходимо заменить рельсы и одновременно оздоровить или усилить шпальное хозяйство, балластный слой и земляное полотно. Капитальный ремонт пути производят по типовым технологическим процессам, которые корректируют в зависимости от местных ...
Организация и технология рабат на производственных участках СТО
В структуру СТО входят следующие производственные участки: приемки и выдачи автомобилей, мойки, диагностики, ТО, ТР, смазки, ремонта и зарядки аккумуляторов, ремонта электрооборудования, ремонта топливной аппаратуры, шиномонтажный.
Производственные участки ТО и ТР с рабочими постами являются осно ...
Характеристика грузового автотранспортного предприятия АО
«Ульяновск-транссервис»
Город Ульяновск Ульяновской области, в котором расположено автотранспортное предприятие (АТП), относится к центральной климатической зоне с умеренным температурным режимом. Климат резко континентальный с температурой в зимнее время до минус 30 оС и летом – до плюс 35 оС. Продолжительность безмороз ...