Состояние формирования и реализации государственной экономической политики регулирования пассажирского транспорта

Статьи » Механизмы государственного регулирования общественного транспорта » Состояние формирования и реализации государственной экономической политики регулирования пассажирского транспорта

Страница 4

Описанные теории помогают объяснить многие явления, сопутствующие развитию экономических систем, и являются теоретической базой концепции управления, которая во главу угла ставит способность рынка к саморегулированию, отвергая сколько-нибудь весомое регулирование рынка со стороны государства (хотя ни одна из экономических школ не отвергала способность государства влиять на рынок, следовательно, на устанавливаемое равновесие). Например, М. Фридман в своих работах доказывает, что «сложная, организованная, постепенно развивающаяся система может эволюционизировать и процветать без всякого центрального управления» [97].

Т. Николис и И. Пригожин в своей работе [62] показали, что порядок возникает из хаоса (беспорядка) при наличии определённых условий, а Б.Ю. Сербиновский – что в каждой экономической системе одновременно присутствуют упорядоченность и хаос и существует циклический процесс смены упорядоченности (преобладания порядка) хаосом с последующим возвращением к порядку, но в качественно и количественно новом состоянии [84, 85, 86].

Теории саморегулирования могут и должны применяться в описании процессов, происходящих в экономических системах, однако они не лишены недостатков, т.к., во-первых, социально ориентированное государство имеет вполне определённые цели и должно управлять макроэкономической системой так, чтобы достигать эти цели в намеченные сроки. Справедливости ради следует отметить, что одной из целей является стабилизация экономической системы, а точнее – создание условий для стабильного развития, что вполне созвучно с синергетической теорией и предполагает использование способности рынка к саморегулированию. Во-вторых, субъекты экономической системы не всегда конкурируют, а достаточно часто находятся в отношении сотрудничества и взаимопомощи. В-третьих, государство за счёт налоговой системы может проводить и проводит политику социальной защиты и повышения жизненного уровня населения (качества жизни).

Именно недостатки описанных выше теорий позволили Дж. Кейнсу выдвинуть теорию макроэкономического регулирования рынка путём применения рычагов фискальной и кредитно-денежной политики. Он доказал, что механизмы рынка и свободного предпринимательства имеют предел эффективного действия и не создают условия, когда современная экономическая система является полностью саморегулирующейся [39]. Дж. Кейнс и его последователи попытались дополнить рыночную самоорганизацию государственным регулированием. Недостатком теории считается недооценка роли денег в макроэкономическом регулировании. Но этот недостаток восполняет современная теория монетаристов – теория рационального ожидания, в которой, однако, основной упор делается на экономической свободе.

Современная практика управления комплексно использует известные современные теории, пытаясь найти тот предел государственного регулирования рынка, за которым такое вмешательство перестаёт быть эффективным. Например, практика реформ показала, что методология неолиберализма, которая на практике сводится к «шоковой терапии», не является эффективным методом экономических преобразований, т.к. связана с существенной потерей экономического потенциала и конкурентных позиций макроэкономической системы в мировом экономическом пространстве на долгие годы. Поэтому современная практика государственного регулирования приемлет активное вмешательство государства в рыночные отношения, совмещённое с эволюционной теорией развития макроэкономической системы.

Современные теории макроэкономического регулирования связываются с социально ориентированным государственным управлением. Например, Е.П. Пешкова пишет: «Мировой опыт социально ориентиро-ванных систем с высоким жизненным уровнем населения (особенно в скандинавских странах) показывает, что последовательное разрешение основного экономического противоречия (по Е.П. Пешковой – это противоречие между уровнем удовлетворения материальных и духовных потребностей субъекта и степенью реализации его экономического потенциала) возможно только при соблюдении следующих принципов экономической свободы или поведения граждан:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем также:

Проектирование перехода. Подъём карт
Прежде всего, наносим на карту районы, где действуют особые условия плавания. Наиболее важные сведения из таких правил можно выписать на нерабочем месте карты; здесь же делаем сноски на страницы лоции, где эти правила приведены полностью. Проводим границы фарватеров и рекомендованные курсы, нанос ...

Порядок ремонта автосцепного оборудования
Автосцепное устройство относится к основным и ответственным деталям вагона. Оно предназначено для: – автоматического сцепления при соударении вагонов; автоматического запирание замка у сцепленных автосцепок; – расцепления подвижного состава без захода человека между вагонами и удержания механизм ...

Расчет площадей производственных зон и отделений и зоны хранения автомобилей
Площади производственных зон рассчитывают исходя из размеров и числа рабочих постов. Площадь зоны ТР, а также зон ТО автомобилей при тупиковом методе работы определяют: Fi = кi xi fa (5.1) где кi – коэффициент плотности размещения постов; хi – количество рабочих и дополнительных постов (раздел ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpart.ru