Обычно государство использует:
прямые меры воздействия на производителей путём установления правил ценообразования на определённые виды и группы товаров;
косвенные методы, в том числе финансово-кредитные и налоговые, а также законодательное регулирование уровня оплаты труда.
Например, во Франции Правительство регулирует около 20 % цен. Оно регулирует цены по разным направлениям, видам деятельности, товарам и услугам, воздействует на цены в условиях повышенной инфляции или дефляции. Государственные органы различают экономическое и административное регулирование цен. Экономические методы являются основными. Регулирующие органы стараются влиять на соотношение спроса и предложения посредством налоговой, финансово-бюджетной, кредитной, валютной и таможенной политик. Если касаться перевозок, то конечные цены на бензин и мазут увеличиваются за счёт косвенных налогов в 2 раза, поэтому любое незначительное изменение налогов оказывает существенное влияние на уровень цен на топливо. Стабилизация экономической системы достигается продуманной эмиссионной и налоговой политикой. При этом эмиссионная политика Правительства Франции направлена на снижение темпов роста денежной массы в обращении (например, с 14,5 % в 1991 г. до 5,6 % в 1993 г.), что приводит к сдерживанию или даже снижению совокупного платёжеспособного спроса. Увеличение прямых налогов также сдерживает цены, но не снижает рост ВВП. Так, темпы роста цен в 1991–1993 гг. снизились с 9,3 до 3,4 %, а темпы роста ВВП повысились с 3,1 до 3,7 %.
Вместе с этим во Франции находят применение налоговые и кредитные льготы и прямая государственная финансовая помощь производителям товаров и услуг в виде дотаций на инвестиции, субсидий на покрытие убытков хозяйственной деятельности, в основном, национализированным предприятиям.
Административное регулирование цен осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета Франции на основе действующего законодательства и установленных перечней товаров и услуг. Производится прямое назначение цен и тарифов или устанавливается способ расчёта цены. В государственный сектор экономики Франции включён общественный транспорт, для которого устанавливаются объёмы инвестиций, оплата труда и тарифы, но при этом оказывается минимальное воздействие на хозяйственную деятельность, чтобы стимулировать конкуренцию и стремление к повышению эффективности хозяйствования. В практике управления распространены договоры о ценах между правительством и предприятиями. Вместе с этим Правительство Франции осуществляет антимонопольный контроль, запрещая создавать союзы производителей, импортёров, оптовых и розничных торговцев, устанавливать соглашения о «минимальных ценах» или «рекомендуемых ценах».
Другой пример – Швеция. Наблюдение и контроль за ценами проводит Государственное управление цен и конкуренции Министерства гражданской администрации. В практике регулирования используется кратковременное замораживание цен для подавления инфляции, прямое воздействие на цены при угрозе значительного повышения цен, установление максимального уровня цен для отдельных товаров, введение порядка повышения цен после предварительного уведомления Правительства и обоснования размера повышения. Управление ценами осуществляется в государственных монополиях (вино-водочная, почтовая, телекоммуникационная, аптечная) и на государственных предприятиях (энергетический концерн и шведские железные дороги). Жёстко регулируются цены и ежегодно пересматриваются на переговорах представителей производителей, потребителей и Правительства на важные виды сельхозпродуктов (зерно, молоко, мясо, яйца и др.). Кроме того, ежегодно с учётом роста цен производится ограниченная (не всеохватывающая) индексация доходов населения.
Рекомендуем также:
Подготовка технических средств навигации
Обязанности помощника капитана, на которого возложено обслуживание технических средств судовождения, определены РШС и Правилами технической эксплуатации судовой электрорадионавигационной аппаратуры.
Технические средства судовождения на данном этапе закреплены за электронавигатором, который должен ...
Оценка пропускной способности дороги
Определение пропускной способности дороги производится с целью выявления участков возможных заторов, оценки экономичности и выбора методов и средств по улучшению условий движения. Пропускная способность автомобильных дорог зависит от ее основных параметров (ширины и состояния проезжей части и обоч ...
Организационная структура технической службы АТП
Поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии является одной из основных задач инженерно-технической службы автотранспортного предприятия (АТП).
Повышение производительности труда ремонтных и вспомогательных рабочих и эффективности работы систем обслуживания и ремонта является важной ...